Аль-Фараби и Ибн-Сина: Учение о разуме



Онтологическо-космологическое обоснование положения о родстве философии и религии/откровения дал аль-Фараби, а вслед за ним Ибн-Сина (Авиценна).

Вселенную, которая в традиционной аристотелево-птолеемевской космологии предстоит в виде концентрических сфер (с Землей в центре), аль-Фараби и Ибн-Сина объявляли эманацией (файд, судур) Бога. Поскольку Бог мыслит самого себя, от него эманирует первый разум. В свою очередь, поскольку этот разум мыслит Бога, от него эманирует второй разум; а поскольку он мыслит самого себя, от него эманирует крайняя небесная сфера. Такой эманационистский процесс продолжается в нисходящем порядке вплоть до последней небесной сферы (сферы Луны) и десятого разума, именуемого «Деятельным разумом» (аль-‘акль аль-фа‘‘аль). Данный разум не порождает более космические разумы – его энергия направлена на образование подлунного мира и управление им.

Деятельный разум выступает в роли ангела откровения – Гавриила, с его кораническими эпитетами: «верный дух» (ар-рух аль-амин) и «святой дух» (ар-рух аль-кудус). С Деятельным разумом человек (пророк или философ) соединяется посредством как разума, так и воображения. При соединении первым способом он приобретает «ментальные», абстрактные истины/понятия. Соединение же второго рода доставляет живые, конкретные, «телесные» образы/символы, в которые традиционно облекаются религиозные истины. Посредством общения с Деятельным разумом появляются вещие сны, обретаются предсказательная и чудотворная способности.

Таким образом, философия и религия имеют единый интеллектуальный источник – Деятельный разум. Почерпнутая ими от этого источника истина едина, но выражается различно – в понятиях и в образах соответственно. Необходимость и целесообразность двух этих видов обусловлена различием в интеллектуальных способностях людей. Широкой публике, к которой прежде всего и обращается религия, доступно лишь конкретное-образное. «Как мог [иначе] пророк Мухаммад посвящать в знание неотесанного бедуина?!» – вопрошает Ибн-Сина в трактате «Об обосновании пророчества» и дает далее философское толкование таким религиозным образам, как «свет» (в айате 24:35 – «Бог есть свет небес и земли...»), «престол» (‘арш), «ангелы», «рай», «ад», «мост» (сират) и др.